Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Информация для родителей первоклассников

«Трудности адаптации первоклассников»

Первый год обучения ребенка в школе – самый трудный. Происходит смена ведущей  деятельности с игровой на учебную.

    Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания.

     В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».

    И так, что же такое адаптация?  Адаптация – это  приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.

    Адаптация имеет несколько уровней. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу.  У каждого ребенка данный период протекает по-разному. Обычно он длится от 1 месяца до полугода.  В данный период возможен срыв адаптации. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие детский сад, мало общавшиеся со сверстниками, по этому, у данных детей период адаптации может затянуться.

    Чем же характеризуются первые недели адаптационного периода? Прежде всего, низкой и неустойчивой работоспособностью, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.

    На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.

    Все это вызвано той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным  увеличением требований, которым ребенок должен отвечать.

    Но желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я же – ученик!», помогают ребёнку:

1) принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;

2) подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п., несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются учеником как общественно значимые и неизбежные.

    Учебная деятельность носит коллективный характер, именно потому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают его адаптацию к школе. 

    Ежегодно среди учащихся первых классов в начале и в середине учебного года проводиться диагностика адаптации. С детьми, имеющими низкий уровень адаптации проводятся  специальные занятия, направленные на облегчение протекания данного периода. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.

4. Составьте с первоклассником распорядок дня., следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.

6. Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы – это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.